Международная объединенная техническая группа
исследований и разработок
ТЕГИР
Дружественные исследовательские группы: УФОСети  Лаборатория Нектона  [Космопоиск] [Селигер] [Рязань]
[Обнинск]
| Главная | Форум | Список юзеров | Приват | Поиск | Архив новостей | PDA-версия сайта | LogOn / LogOff | Здравствуйте, Гость. |

 Форумы TEGIR.RU: Форум Оптика, камеры для спец.целей, фотосъемка :
Тема: Жаркое дело: макросъемка с кольцами

Как и обещал, отчитываюсь по экспериментам по технической фотосъемке.

В этот раз речь наконец-то пойдет о макро.

Многие, наверное, помнят, что я и обычным фотиком - автоматом делал, скажем так, очень приличного качества макросъемку.


(Увеличенная часть фотки, оригинал 500 Кб: [линк]

Всего лишь тщательное чтение инструкции, штатив, множество экспериментов и, конечно, моск : )))

От зеркалки я постараюсь добиться намного большего.
Например, замены слабого микроскопа.
(вставлено позднее: после съемки я почитал статейки и, похоже, что отнюдь не слабенького, а очень приличного: на будущее ставлю целью - фасетку мушиного глаза крупным планом.)

В течение последнего месяца я откопал у родителей свой старый зенит, и главное, мои старые аксессуары к нему.
В данном случае меня интересовали 2-3 комплекта удлинительных колец и старый, добрый объектив Гелиос.
Даже в случае приобретения новых колец, цена зенитовского комплекта несравнима со стоимостью кеноновского, поэтому Гелиос рулит.
В частности, у меня работает целых 3 комплекта удлинительных колец, образуя трубу длиной под 20 см.

На последних Зигелях я демонстрировал ее Кробару, и там же мы попробовали снять монетку.
С налету получилось коряво.
Сегодня, проснувшись по рабочим делам в 5 утра (проклятый дальний восток) и быстро все сделав, я получил 3 часа свободного времени.
Делать было нечего, и тут...

Взгляд мой упал на эту 30-сантиметровую бандуру с макрокольцами.
Времени срочно стало не хватать :))
(кстати, внимательные читатели могут попенять, что сначала я говорил о 20 см макроколец, а теперь о 30.
Все верно. Добавьте сам объектив и переходное кольцо с зенитовского М42 на кэнон.)

О-кей.
Расчищено место на столе, стоит штатив, на место съемки, на дюралевую предметную пластину, в упор светит лампа дневного света, диафрагма открыта полностью.

Почему так:
1. Макросъемку без штатива будет вести только полный идиот.
2. Конечно, не забываем о 10-секундной задержке перед снимком. (2-х секунд, имхо, мало - колебания в системе могут не успеть затухнуть.)
3. Света для макросъемки - чем больше, тем лучше.
Предмет-то у нас - мааахонький, и света на него падает маааало.

Но обо всем этом подробнее - в конце, в небольшой инструкции по макро.

Дюралевую пластинку в качестве предметного стеклышка я выбрал за то, что она чистая, ровная и не царапанная.
ХА!
Это мне при обычном взгляде казалось, что она не царапанная.
При увеличении же... Увидите сами :))

Итак, первая серия снимков.



Микросхема
[800x600] [Оригинал, внимание, размер: 4Мб!!]


Журнал, текст
[800x600] [Оригинал, внимание, размер: 4Мб!!]


Журнал, картинка офсетная
[800x600] [Оригинал, внимание, размер: 4Мб!!]


1000-рублевка
[800x600] [Оригинал, внимание, размер: 4Мб!!]


Монетка 1 рупь
[800x600] [Оригинал, внимание, размер: 4Мб!!]


Та же монетка
[800x600] [Оригинал, внимание, размер: 4Мб!!]


Нож
[800x600] [Оригинал, внимание, размер: 4Мб!!]


Линейка с миллиметровыми делениями
[800x600] [Оригинал, внимание, размер: 4Мб!!]


Крупинка сахара
[800x600] [Оригинал, внимание, размер: 4Мб!!]


Крупинка растворимого кофе
[800x600] [Оригинал, внимание, размер: 4Мб!!]


Спил китайской тростниковой палочки для еды
[800x600] [Оригинал, внимание, размер: 4Мб!!]


Кристаллы поваренной соли _мелкого_ помола
[800x600] [Оригинал, внимание, размер: 4Мб!!]




Серия, мягко говоря, неудачная.
Фотик стоит под углом 45 градусов, соответственно, при макро глубина резкого пространства прискорбно маленькая, поэтому все, что ближе и дальше фокуса - расплывается ну ооочень зверски.
С фокусировкой в пределах десятых долей миллиметра приходилось каждый раз немного помучиться.

Ну и главный недостаток - снимки дико замыленные.

В общем - получалось, конечно, крупно, но больно уж гадостно.
Отвратно, скажем прямо. Мыльно все.
Надо было думато.
..........

Думато я делал на балконе, покуривая, наблюдая разгорающийся небе восход.
И пришел к выводу, что достиг предела качества объектива, и даже шагнул за него.
То есть больше гелиос выдать не можем, начинает замыливать снимки.
Надо особое стекло, ля-ля...
Оставалось одно: уменьшить длину макроколец.
И управляться будет удобнее, и качества не потеряю, да и в кадр больше влезет.
Сказано - сделано.

Был объектив такой,
[800x600]

а стал такой.
[800x600]

Фоткал я, понятно, те же самые предметы.
Фокусироваться стало чуть полегче, но все равно то же самое - сплошное мыло :((

Начало серии с макрокольцами примерно 10 см

Соль
[800x600] [Оригинал, внимание, размер: 4Мб!!]
Сахар и кофе
[800x600] [Оригинал, внимание, размер: 4Мб!!]
..............



И вот тут-то до меня, дурака, и доперло, что я делаю не так...
Но об этом - завтра или послезавтра


:))
      1 Старлинг (2008-12-05, 20:24:51) 0

Продолжение.
Я специально дал всю серию неправильных снимков, чтобы вы, как и я, запомнили глюк и больше не напарывались на него.
(Я же говорил, что с зеркалкой заново учусь снимать и постоянно забываю самые простые вещи :)))
И предназначен этот текст не для проф. фотографов, которые 1) уже все поняли 2) их такое не интересует, так как их удел - фотографировать женские си... ну, короче, звезд, звездочек и потенциальных звездулечек, наверное, из чистой любви к искусству :)))
А всякая макро и прочая техническая съемка - по моему опыту, они даже не понимают, зачем ее кому-то нужно делать. Вообще.

Для технических же людей - продолжаю рассказ.
Итак, до меня доперло - и я закрыл диафрагму полностью.
Итог:
Все темно, как у негра в...
(и это не смотря на то, что 30-ваттная газоразрядка светит в упор)
Но - выставляем ИСО повыше, выдержку побольше (у нас же штатив) - и недостаток света скомпенсирован.

Зато - мы имеем изумительную резкость.
Глубина резкого пространства раздвинулась, как...
Как не знаю что.
(как крылья у бабочки, вылезшей из кокона, во.)

Итак, продолжаю снимать.
Тот же кадр, сахар и кофе, но сравним разницу с полностью открытой диафрагмой (светло, но малая глубина резкости), и с закрытой (темнее, исо выше, выдержка дольше, но качество...)

Сахар и кофе старые
[800x600] [Оригинал, внимание, размер: 4Мб!!]

Сахар и кофе новые
[800x600] [Оригинал, внимание, размер: 4Мб!!]

--------------

Ну и пошел я дальше.

Нож
[800x600] [Оригинал, внимание, размер: 4Мб!!]

1000-рублевка
[800x600] [Оригинал, внимание, размер: 4Мб!!]

1 рупь
[800x600] [Оригинал, внимание, размер: 4Мб!!]

Журнал текст
[800x600] [Оригинал, внимание, размер: 4Мб!!]

Журнал текст и картинка офсетная
[800x600] [Оригинал, внимание, размер: 4Мб!!]

Микросхема
[800x600] [Оригинал, внимание, размер: 4Мб!!]

Линейка
[800x600] [Оригинал, внимание, размер: 4Мб!!]

Спил
[800x600] [Оригинал, внимание, размер: 4Мб!!]

Спил
[800x600] [Оригинал, внимание, размер: 4Мб!!]


Совсем другое дело!
Я разохотился, и снова удлинил макрокольца до 20 сантиметров.
И - тоже получилось!


Надфиль (видно, что недавно я пилил им синюю и белую пластмассу : ))) Делал для фотика разъем.
[800x600] [Оригинал, внимание, размер: 4Мб!!]


Монета
[800x600] [Оригинал, внимание, размер: 4Мб!!]

Линейка
[800x600] [Оригинал, внимание, размер: 4Мб!!]

Спил
[800x600] [Оригинал, внимание, размер: 4Мб!!]

1000 рублевка, голова Петра
[800x600] [Оригинал, внимание, размер: 4Мб!!]

Сигарета
[800x600] [Оригинал, внимание, размер: 4Мб!!]

Сахар и соль (мелкого помола, не крупного)
[800x600] [Оригинал, внимание, размер: 4Мб!!]




Ну и вот так выглядело все:





Итак, краткая инструкция по макросъемке со сменными объективами.
Подготовка:
1. Штатив обязательно.
2. Уровень на фотик очень желателен.
3. Свет в упор газоразрядными лампами (то есть экономичными, дневного света и т.п.) Можно двумя или тремя.
4. Высокое ИСО, 800 или 1000
5. Выключить все стабилизаторы-компенсаторы дрожания
6. Задержка снимка на 10 секунд или ДУ
7. Если объектив с переменным фокусным - ставим максимальное. То есть максимальный зум.
8. Ручная фокусировка.
9. (запасной пункт:) программисты поймут:)

Съемка:
10. Фокусируемся с открытой диафрагмой на центральной части объекта.
11. Закрываем диафрагму и снимаем.
12. Периодически перефокусируемся.

---------

Инструкция с разъяснениями.
Подготовка:
1. Штатив обязательно.
У нас будут длинные выдержки, в зависимости от света - до нескольких секунд.
Естественно, фотоаппарат должен быть не только неподвижен, а прямо-таки “заморожен“, чтобы не шелохнулся ни на долю миллиметра. Макро все-таки.
И даже на коротких выдержках - нажатие на кнопку спуска, подпрыгивание зеркала - все это вызывает микродрож системы, что очень отображается в макромасштабе, размывая снимок.
А со штативом, что интересно, в чем-то даже хуже: система больше, колебаний в ней больше, и затухают они дольше.
Зато уж если затухли - то совсем затухли, мнда.

2. Уровень на фотик очень желателен.
Уровень позволит выстроить снимок горизонтально. Я до сих пор удивляюсь, как “горизонтальные“ для моего глаза снимки приходится исправлять по уровню.
А разница в итоге значительна: ровный снимок смотрится намного выигрышнее: наверное, мозг не тратит времени на исправление неправильных линий снимка.

3. Свет в упор газоразрядными лампами (то есть экономичными, дневного света и т.п.) Можно двумя или тремя.
Почему газоразрядными: от них меньше тепла.
А ставить их надо в упор почти, сантиметров на 10 от объектов съемки и объектива.
Обычная лампа накаливания все-все дико перегреет, а штуки три стоваттки уже начнут плавить. И объекты съемки и объектив.
Но под “газоразрядными“ я понимаю обычные, бытовые “экономичные“ лампы, или лампы дневного света и их разновидности.
Светодиоды, даже сверхяркие, не подойдут: мало света. Хотя я собираюсь с ними экспериментировать, но для придания цветовой окраски: разные же объекты по разному выглядят при разном цвете.
Хотя есть и такой момент: поставить выдержку секунд 20 и поупражняться.
Интересно, не пробовал.

4. Высокое ИСО, 800 или 1000
Понятно, для чего: для увеличения чувствительности, для компенсации малого количества света, попадающего в объектив.
Но помним, что увеличение исо ведет к увеличению шумов матрицы.

5. Выключить все стабилизаторы-компенсаторы дрожания
Ибо нафиг они нужны, если штатив, а подгадить нам могут.

6. Задержка снимка на 10 секунд или ДУ
Зачем - объяснено в пункте про штатив.

7. Если объектив с переменным фокусным - ставим максимальное. То есть максимальный зум.
Есть такая вот фигня, которую мы недавно разбирали с Упырем.
В отличие от пленки, матрице отнюдь не все-равно, какой не нее падает поток света: состоящий из параллельных лучей, или сходящихся под углом после последней линзы объектива.
Зум выпрямляет лучи, делая их параллельными. Это лучше.
К тому же, зум поможет отодвинуть фотик подальше от “жаркой“ зоны.
К тому же, отодвинутый фотик выпрямит лучи, попадающие в объектив, сделает их более параллельными, а это тоже хорошо и нужно...
Короче: зум и ниипет.

8. Ручная фокусировка.
Ну а как же вы будете фокусироваться автоматом с удлинительными кольцами. Только если это супер-пупер дорогие, или очень короткие (и при этом дорогие) кольца с контактами автофокуса.
К тому же ручной зум позволит сфокусироваться на нужной части объекта съемки.

9. Запасной пункт.
Пусть будет. Вдруг я что-то еще вспомню :))
Да и следующие пункты будут двузначные - так красивее :)))

Съемка:
10. Фокусируемся с открытой диафрагмой на центральной части объекта.
Понятно зачем. Чтобы попало в фокус.
Фокусируемся по экрану, в режиме ЛивВью.
Да именно в нем, что имеет глубокий смысл.
Кроме того, что тыкая бровями в видоискатель, вы будете сдвигать штатив и фотик на доли миллиметра, есть еще важный момент:
В режиме Лив Вью зеркало УЖЕ приподнято, следовательно, не будет при снимке прыгать и вызывать колебания системы.
Фокусируемся с открытой полностью диафрагмой, чтобы фокус был точно там, где нужно.

11. Закрываем диафрагму и снимаем.
Закрываем, чтобы до предела увеличить глубину резкого пространства.
Чтобы все части микрообъекта, или сцены были резкими.
При этом на экране, естественно, все станет очень темным - но это на страшно.

12. Периодически перефокусируемся.
Потому что в процессе работы объектив и фотоаппарат нагреваются, и меняют свои линейные размеры.
Особенно пластмассовые детали.
Изменения микроскопические, но длина волн света еще короче :))
Для них это очень большие изменения.
Ну и в процессе съемки легко задеть фотоаппарат и сдвинуть на доли миллиметра, что сместит фокус на эти доли - но у нас же макро-съемка.
В общем, периодически подстраиваем систему.



Вот вроде бы на данный момент и все.

Впрочем, есть еще один способ макросъемки с объективными извращениями: применение реверсивных колец.
Вскоре я его испробую, сравню результаты и расскажу.

А для тех, кто не является пока владельцем фотика со сменными объективами (а то мне уже попеняли) - обращаю ваше внимание на саму-самую первую фотку, и на подпись к ней.
Она сделана обычным автоматом.
И инструкции к макросъемке автоматами просты:
1. Берем настольный штативчик за сто рублев.
2. Читаем инструкцию - учим матчасть.
3. делаем очень-очень сильную подсветку (идеально - ослепительно солнечный день)
4. и - пробуем-пробуем-пробуем.....
и будет вам счастье : ))))))
      2 Старлинг (2008-12-09, 13:32:33) 0

Ответить:

Подпись:


Если вы Гость, то введите данный код подтверждения:

 

 

открыть новую тему

 

 

 

--Техническая Группа Исследований и Разработок ТЕГИР